Фестивальные вопросы к Леониду Архангельскому

Фестивальные вопросы к Леониду Архангельскому

Как-то раз в мире возникло фестивальное движение. Считается, что первыми фестивалями были музыкальные и родом они из Великобритании.
Как именно давно люди начали фестивалить выяснить не удалось, но очевидно, что размах, вплоть до международного, они получили в XX веке. Да и понятно: скорость перемещения участников стала позволять людям относительно просто из Америки попасть в Сибирь, а из Москвы в Сидней. А уж из Чехии попасть на Октоберфест в Мюнхен — совершенно пустяковое дело.
Ничего удивительного не в том, что кузнечное сообщество в первую очередь интересуют фестивали кузнечные. О них и пойдет речь.
На вопросы, связанные с фестивальным движением в Российской Федерации согласился ответить президент Союза кузнецов России Леонид Архангельский.
3445Леонид Борисович, пожалуй, первым делом следует спросить: Что, с Вашей точки зрения, дает фестивальное движение российским кузнецам?
Фестивали, на мой взгляд, дают настолько много, что кратко ответить не удастся даже если постараться. Конечно, это прежде всего общение, общение между мастерами, и здесь ключевой пункт тот, что мастера очень разные. На фестивали собираются кузнецы из разных регионов страны, отличающиеся   и возрастом, и уровнем технического мастерства, и художественно-стилистическим подходом и даже мировоззрением.   Свободно общаются новички и  признанные мега-опытные мастера, работающие в столичных центрах и замкнутые в своих районных углах, и это всестороннее неформальное общение профессионалов позволяет увидеть и другую работу, и другой подход к ней.
Классически выражаясь, на фестивалях можно и других посмотреть, и себя показать. Само собой, нельзя отбросить и своего рода отдых для души людей,  объединенных преданностью своему общему, кузнечному делу.

348С кузнецами понятно, а что дают фестивали иным категориям: зрителям, партнерам, спонсорам?
Здесь каждый находит то, что ищет, в чем заинтересован. Зрители могут увидеть редчайшее сегодня зрелище  - ловкую   работу умельцев с огнем и  горячим металлом, увидеть достижимый  уровень кузнечной работы. Ведь не так давно меня иногда спрашивали: "Вы кузнец? Ух ты! Оказывается, они еще есть?"
Ну,  а спонсоры и партнеры на фестивалях ловят сразу двух зайцев, за которыми бегут – проявляют и рекламируют себя на весьма массовых и медийно звучных мероприятиях, и прямо или косвенно помогают делу, к которому неравнодушны.

032Следует заметить, что количество фестивалей в РФ таково, что если российский кузнец решит посетить все фестивали своей страны, то ему придется потратить несколько лет. Да-да! Именно лет. Ибо технически за один год он это реализовать не сможет. Впрочем, также он не сможет эти годы полноценно работать.
Если учесть, что в году 52 недели и половина из них приходится на холодное время года, то остается в лучшем случае 26 недель выпадающих на теплое время, которое необходимо для комфортного проведения события на открытом пространстве.
Все становится еще хуже, когда мы вспомним, что Россия — достаточно северная страна, и в некоторых регионах «лето» еще короче. То есть распределяя равномерно по фестивалю в неделю мы получим в лучшем случае два десятка мероприятий.
Следует также не забывать, что существуют государственные, религиозные, муниципальные праздники и шоу-мероприятия, которые не позволяют проводить кузнечные фестивали, либо делают такое проведение бессмысленным. Так что еще пять выходных дней можем откинуть совершенно смело.
Регионов в Российской федерации значительно больше пятнадцати, а значит если брать по фестивалю на регион, то они неизбежно будут накладываться.
Переда началом фестиваляЛеонид Борисович, фестивалей много. Они различные. Можно ли их распределить по каким-то категориям?
Да, в принципе можно. Есть массовые значимые мероприятия на главных площадях городов, есть уездные междусобойчики в стиле «славно посидели-поговорили», есть и  своего рода выездные шоу, где кузнецы выполняют роль наемных актеров для развлечения городской публики. Нужно смотреть на конечную цель, смысл данного мероприятия, и каждый может выбрать то, что лично ему по душе.

Есть ли определенная стратегия Союза кузнецов России в фестивальном процессе? И какова она?
Стратегия, с одной стороны, проста – больше фестивалей, хороших и разных. У нас большая страна и есть миллионы квадратных километров, где народ еще не слышал звона наковален. В практическом плане мы считаем разумным выделить и всячески поддерживать два основных фестиваля подлинно всероссийского уровня, и еще три более узкого, регионального  значения. При этом фестиваль в ранее «неосвоенном» районе также будет пользоваться нашей всемерной поддержкой.  
Хотя бывают и мероприятия, где организаторы со временем начинают вести себя далеко не лучшим образом, относясь к кузнецам как к наемным батракам. Иногда и сразу в каком-либо регионе  вроде бы и хотят организовать местный фестиваль, но выдвигают такие требования и ограничения к участникам, что для Союза это совершенно неприемлемо. Проявление неуважения к кузнецам, особенно членам Союза, ведет к прекращению организационной  поддержки. Для нас кузнец  - это звучит гордо.

5А в международном аспекте: Насколько активно сотрудничают зарубежные кузнецы с нашими фестивалями и наоборот?
Еще не было случая, чтобы иноземные кузнецы отказались от участия в наших фестивалях, счет желающих идет буквально на десятки. Но… по чисто экономическим причинам приглашаем их не часто – ехать далеко и дорого, поэтому очень немногие мероприятия могут поддерживать реальный статус международных.  Экономика просела – и два фестиваля этот статус потеряли. То же и с нашими мастерами, которым не отказывают в участии, но поехать в Европу за свой счет могут немногие.  

Есть ли на сегодняшний день в России фестивали, которые хотелось бы поставить в пример остальным организаторам?
Не хочу умалять ни одно из проводимых в России мероприятий, поэтому промолчу и о лучших. Хотя такие, конечно, есть.

40Насколько активно поддерживают кузнечные фестивали на федеральном и местном уровнях? Как реагируют коммерческие структуры на предложения о сотрудничестве?
Федеральное правительство интересуют мероприятия с десятками тысяч участников, чтобы его было видно  и с высоты, чтобы движение было общественно значимо. Когда это условие достигнуто, тогда и помощь оказывается весьма широкая.  То же и с местными  спонсорами – они начинают проявлять интерес, если участников десятки, а общее количество зрителей более значительно двух тысяч. Это сухая арифметика, хотя и она работает по-разному в райцентре или в губернском городе.

Горн-грамофонКакие основные цели и задачи перед фестивалями ставит Союз кузнецов России?
Цели и задачи Союз ставит весьма однообразно – всемерно способствовать пропаганде и развитию нашего общего дела.  Другое дело, что каждый (каждый!) конкретный фестиваль имеет свою особенность и свою конкретную цель. В одном месте это помощь развитию кузнечного дела в данном регионе - например, путем привлечения внимания и  поддержки  местных властей,  а где-то проведение встречи кузнецов служит интересам именно тех мастеров, которые на них приехали. Подчеркну - активных мастеров.
Для меня лично фестивали это своего рода «поиск живых», тех, кто выделяется. Другими словами, подлинно «выдающихся» людей. Сколько в России кузнецов? Тысячи, от больших заводов до убогих навесов у рынков, но многие ли из них могут встать и выйти из ряда вон – чтобы сесть на электрический стул или трон?  Но это, повторю, мой личный интерес, потому что мне и как мастеру и как руководителю всегда  было интересно познакомиться с тем, кого можно назвать конкурентом.

Основные пожелания, которые Вы хотели бы озвучить организаторам кузнечных фестивалей?
Первое и главное – это относится к приглашенным кузнецам уважительно, потому что многие из них реально  являются национальной гордостью России и их работами восхищаются зарубежные коллеги. Благожелательное внимание к подготовке мероприятия возмещается общественным эффектом сполна. Тому пример хотя бы крупнейшие зарубежные фестивали, которые начинались всего лишь с 15-30 участников, а сегодня их многие сотни и зрители приезжают  за сотни километров даже из других стран. Внимание и терпение, и тогда за несколько лет фестиваль вырастает до мероприятия всероссийского масштаба, приглашение на участие в котором ждут кузнецы из десятка стран.

 

Добавить комментарий